3D геомоделирование

Интересно посмотреть и построить модель места, где располагалась твоя деревня? Тогда данный блог для тебя!

В интернете для построения трехмерной модели поверхности Земли используют данные SRTM [mapgroup.com.ua]. Для нашей области квадраты 46 и 47 можно скачать тут [srtm.csi.cgiar.org] (жаль, что северные районы отсутствуют и точность всего 90 м, в америке же 30 м). Однако как-то же вот такую [www.vhfdx.ru] карту сделали и северные районы есть - это для меня пока вопрос.

Варианты построения 3D поверхности земли:

  1. Модель на основе многоракурсовой фотосъемки с коптера. Новаторская идея. Существуют программы, которые по 10-15 фотографиям с разного ракурса с ключевыми точками строят 3D-модель (?). Большую площать так отснять будет затруднительно.
  2. Нивелиром на местности. Довольно точно, однако нужно ехать на место.
  3. Строить по изолиниям топо-карты малого разрешения. Это возможно при помощи специальных программ (например, Surfey [программакнигапример работы]).  Есть интресный ресурс [npk-kaluga.ru], на котором показана работа с картами в разных программах.
  4. Бегать с GPS навигатором по исследуемой траектории и записывать трек. Погрешность большая, есть зависимость от количества видимых спутников.
  5. По спутниковым данным. Это наиболее доступный способ, однако пока точность средняя.

Написал простенькую программу на Экселе на основе данных геовысот SRTM. Скачать можно  здесь [yadi.sk].
В данной программе следует ввести координаты. Чуть-чуть подождать, после чего в центре карты появится искомая точка. На кнопку Палитра не нажимайте, не работает :)
 
Однако хочется больше возможностей, например, поставить точку другого цвета на 3D-поверхности. Этого в Экселе нельзя сделать. В связи с этим интересно было бы попробовать построить 3D карту в графическом редакторе Компас или Автокад, пока не пробовал.

Нашел при проработке вопроса Цифровую модель города Кирова [www.kirov2kml.ru]. Однако моя видео-карта не тянет, интересно было бы посмотреть что там и как.

Нашел усебя в закромах карту Кировской области и города Кирова, которую можно открыть в программе MapInfo [yadi.sk] (неплохая программа, много возможностей). В интернете не встречал, поэтому выкладываю, может, кому пригодится. Карта высот тоже есть, но, вроде бы, менее точная, чем SRTM.

Если у вас есть какие-либо сведения по данному вопросу, то прошу сообщить. В конечном итоге мне бы хотелось построить трехмерную модель моей деревни, однако пока что это только мечта.

 

Комментарии

Аватар пользователя Иван Зыков

Дим, мне кажется, что для построения трёхмерной модели поверхности, где была деревня, множественная съёмка с коптера по маркерам наиболее простой и точный способ.

На местности раскладываешь маркеры (таблички с цифрами, чтобы видно было с высоты), делаешь достаточное количество фото, а потом собираешь это в программе. Маркеры необходимы для того, чтобы программа могла правильно построить модель.

Маркеров, правда, много нужно, но можно привязываться и по точкам на местности: кусты, выделяющиеся цветы, камни, мусор и т.п.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

А где коптер брать? И, наверно, на фото будет лес восприниматься как поверхность земли. Съемка должна проводиться на определенных частотах, проходящих через биологические объекты и воду до почвы.

Аватар пользователя Иван Зыков

Ты не понял принципа работы этих программ. Они ничего не сканируют, и модель на лету не строят. Основа для построения модели - это маркеры. После того, как ты открываешь программу и загружаешь в неё все фото, ты вручную расставляешь ключевые (опорные) точки там, где тебе надо. Ты маркер можешь хоть под водой, хоть у подножия дерева ставить. Если его будет видно - прекрасно. Опорной точкой может быть всё, что угодно.

Коптер можно взять в прокат. Это не такое теперь уж и чудо техники.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо, правда не думал, что по этим маркера и строится. Ну, тогда это равноценный способ с нивелированием по трудозатратам.

Аватар пользователя Иван Зыков

Мне кажется, это гораздо быстрее и дешевле).

В картографической программе Global Mapper - ЭТО есть стандартная функция. На привязанную карту загрузить высотные данные SRTM. И посмотреть картинку 3D. И загрузить на (в) картинку 3D объекты.

Аватар пользователя Иван Зыков

О, да, я и забыл про это. GM же просто обязан форамт SRTM поддерживать и поддержка 3D там есть.

Но проблема сейчас не в том, как построить модель, а в том, как получить более точные высотные данные.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Для меня и то и это проблема. Спасибо, буду пробовать.

Может, кто-нибудь кинет сюда принт сктрин набережной из Цифровой модели города Кирова, интересно посмотреть, моя видеокарта не тянет.

Аватар пользователя ru-danko

Вертикальный масштаб явно задан отличным от масштаба поверхности. Вид как в Гималаях

Аватар пользователя Иван Зыков

Кстати на изображении Димы в теме тоже рельеф кажется слишком «гористым».

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Это легко настраивается как в Global Mapper (при просмотре 3Д изображения) так и в экселе (выбор большего диапазона высот на графике).

Аватар пользователя Иван Зыков

Нужно, чтобы было реалистично, как на реальной местности.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Это фото Global Mapper или Google Планета Земля?

Я все пытаюсь найти в интернете 3D модель исторической реконструкции Парижа во время чумы. Один раз попалась мне такая. Там можно было реально как в компьютерной игре идти по городу в онлайн режиме. Есть сайт [3darchaeology], на нем есть видео с 3D реконструкциями, однако это не совсем то, что я видел. Интерактивное flash наподобие сайтов [www.sensisoft.com], [k2.inavi.com].

Аватар пользователя Иван Зыков

Это Global Mapper. Скриншот с Google Планета Земля могу выслать вечером.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Получилось ли сделать скриншот?

Аватар пользователя Иван Зыков

Пока нет, Дим, ео сделаю!

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Нашел про чуму. Оказалось, что не в Париже, а в Лондоне: "Прогулка по Лондону 17 века. Великая чума и Великий пожар" [gorbutovich.livejournal.com], блог авторов [puddinglanedmuga.blogspot.ru].

 

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Современное программное обеспечение позволяет создать то, что нужно. Вот, например, на сайте "Историко-культурного наследия города Енисейска" можно скачать локацию и, после запуска которой, побродить и посмотреть на объект, довольно забавно. Наличие VR очков позволяет погрузиться в виртуальную реальность.

Рекомендую заглянуть на сайт "Научные виртуальные реконструкции объектов историко-культурного наследия". В первом ролике подробно описаны возможности и необходимые действия по работе с программой.